г. Москва, Погонный проезд д.3А-441 
Выберите кол-во дней
Выберите дату выезда
Выберите город

Серафим Соровский

Программа тура

Преподобный Серафим Саровский

У преподобного старца Серафима по промыслу божьему оказались в одной дате день рождения, день обретения мощей и прославления в 1903 году и день второго прославления после второго обретения мощей в 1991 году. Святые мощи преподобного Серафима обретались дважды: в 1903 году и в 1991 году в Казанском соборе, тогда — музее религии и атеизма Петербурга. 1 августа 1991 года состоялось второе всенародное прославление преподобного Серафима, которое стало переломным моментом, ознаменовавшим начало возрождения Церкви в России.В 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима. На докладе Святейшего Синода с решением о прославлении государь Николай II начертал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

Сурафим Соровский портрет
Серафим Соровский икона

Весь русский народ во главе с государем желал и ждал прославления святого угодника Божия, и 1 августа (19 июля по старому стилю) 1903 года оно состоялось — в присутствии царской семьи, при огромном стечении народа. На торжества в Саров со всей России съехались около трехсот тысяч человек. Сопровождались они неисчислимыми чудесами и исцелениями. Государь и великие князья вместе с архиереями несли раку со святыми мощами, и весь народ среди лета пел Пасху.

Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как государь, великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена, и митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью. Один из современников так описывал эти события: «Из разных мест доносилось пение — то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало...»

Саровские торжества — незабываемые дни для всех участников, дни, оставившие неизгладимый след в душе народной. Многие обрели веру, нашли утешение в скорбях, разрешение тяжелых недоумений и сомнений духа, указание доброго, истинного пути, ибо теплого молитвенника, великого предстателя и дивного чудотворца явил Господь людям Своим — преподобного Серафима Саровского.

С этого времени, уже на протяжении столетия, преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников святой Русской Православной Церкви, еще при жизни стяжавший от Господа дар чудотворений и исцелений, и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи и предстательства. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного народа, так же, как и преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года (по другим источникам — в 1754 г.) в городе Курске в благочестивой купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым.

Прохор с детских лет любил посещать церковные службы и читать Священное Писание и Четьи-Минеи, но больше всего любил он молиться в уединении. На десятом году он тяжело заболел; в сонном видении ему явилась Божия Матерь, обещая исцелить его от болезни. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамение Пресвятой Богородицы (Коренной); мать вынесла Прохора приложиться к святой иконе, после чего он быстро поправился.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь Распятием, которое преподобный носил на груди всю жизнь. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую обитель. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года прибыл в Саров.

18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келье на берегу реки Саровки, в пяти километрах от монастыря. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание в лесу, молился многие часы ежедневно.

Около келии Серафим развел огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их.

После нападения в лесу разбойников и сильных побоев Серафиму было дивное видение: Пресвятая Богородица во славе, с апостолами Петром и Иоаном Богословом, явилась к его одру и произнесла в ту сторону, где были врачи: «Что вы трудитесь?» а старцу: «Сей от рода моего!». После этого видения о. Серафим отклонил лечение, умоляя предоставить свою жизнь Богу и Пресвятой Богородице, и в тот же день, почувствовав возвращение сил, встал с постели. Но пять месяцев он провел, оправляясь, в обители и снова возвратился в пустынь. 

Тех, кто имел до него действительную духовную нужду, он охотно принимал и с любовью руководил их своими советами, наставлениями и духовными беседами В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. Затворился преподобный на 17 лет, никуда не выходя и понемногу ослабляя строгость своего затвора. Первые 5 лет никто не видел его, и даже брат, приносивший ему скудную пищу, не видел, как старец брал ее. Затем святый старец открыл келейную дверь, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших в нем нужду не отвечал, приняв обет молчания пред Богом и безмолвно продолжая свое духовное делание Через 10 лет безмолвного затворничества по Вышней воле преподобный Серафим снова отверз свои уста для служения миру — своей любовию, ниспосланной от Бога благодатными дарованиями учительства, прозорливства, чудес и исцелений, своим духовным руководством, молитвою, утешением и советами. Двери кельи его стали открыты для всех — от ранней литургии до восьми часов вечера. В ноябре 1825-го года преподобный Серафим совсем оставил свой затвор: в сонном видении ему явилась Божья Матерь со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским и разрешила выйти из затвора и посещать пустынь.После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I.

Второго января 1883 года часу в шестом братия, войдя в келью преподобного, увидели его стоящим на обыкновенном месте молитвы пред аналоем на коленях. Его руки, сложенные крестообразно, лежали на аналое, на книге, по которой он совершал свой молитвенный труд перед образом Божьей Матери «Умиления», а на руках — голова. Полагая, что он уснул, стали осторожно его будить, но ответа не было: старец Серафим окончил свое земное странствование. Тело преподобного было положено в приуготовленный им же при жизни дубовый гроб и погребено по правую сторону соборного алтаря. Здесь через 70 лет были обретены его нетленные мощи.

Алтарь с мощами Серафима Соровского
Алтарь с мощами Серафима Соровского

При жизни Серафима Саровского тысячи шли к нему с душевною нуждою, с тяжким вопросом совести, за советом по важным делам, личным и семейным. А теперь миллионы верующих устремляют к нему свои молитвенные воззвания, и каждый — со своей особенной нуждою, каждый — со своей болезнью сердца, все — с живым упованием о помощи.

 Экскурсии в Серафимо-Соровский монастырь можно купить здесь Звоните "Арбат-тур" 374-94-65, (495) 771-10-28

Бронирование тура

Дата начала тура
Возникли вопросы?
Пишите и звоните в соцсети
Звоните по телефону